Главная » № 33 Октябрь 1976 г. »
|
(Окончание. См. предыдущую часть).
Вторая волна красных, как шквал, пронеслась над Трехречьем, сокрушая все старое и уничтожая людей. Это шли отряды НКВД и "Смерша" с когортами своих телохранителей и исполнителей. Среди них было много непохожих на русских - курчавых брюнетов. НКВД имело много секций или отделов, перечислять которые я не берусь. Назову только те, которые мне показались странными до дикости: церковный, школьный, библиотечный, почтовый, телеграфный, телефонный, отдел организаций, детский, молодежный, военный...
Церковный круто взялся за осмотр церквей и допрос духовенства. Они утверждали, что "колчаковские и каппелевские банды" ограбили много храмов и вывезли ценные, старинные картины (т.е. иконы) и "культовую утварь" за границу. Теперь все это должно быть возвращено законным владельцам на родине. Далее спрашивали, какими землями владеет "культовая община", кому и по какой цене сдает ее в аренду. Кто вложил капитал в фонд "общины", кому она дает деньги в рост? Кто занимается предметами культа?
Школьный навел реформы в школах: Убрать картины религиозного содержания; вывесить во всех помещениях портреты "вождей" и в первую очередь "великого" Сталина. Во всех классах объяснять детям "подробно и доходчиво": подвиг Павлика Морозова, историю октябрьской революции и проч., и проч.
Библиотечный - изъял три четверти книг и сжег их за поселками.
Почтовый - выяснял адреса корреспондентов и адресатов по квитанциям заказных (значит, очень важных! ) писем.
Телеграфный прочитывал старые ленты архива.
Отдел организаций искал уставы и списки членов. Даже больницы рассматривались, как организации. У врачей (их было очень мало), фельдшеров и санитаров проверяли образовательный ценз и стаж. Допытывались, не оказывали ли они помощь раненым красным партизанам. Если да, то какова судьба их пациентов.
Детский определял возраст детей, главным образом мальчиков, к 1945 году. В связи с этим любопытна одна фраза советской сотрудницы, оброненная в разговоре с молодой казачкой:
- Вам тут хорошо, жениха выбирай себе, сколько хочешь, а нам после войны мужиков по карточкам давать будут, да и то на два дня.
Молодежный собирал юношей и девушек в спортивные команды,
музыкальные, литературные и театральные кружки, вел в них и через них пропаганду и в то же время проверял их политическую благонадежность с красной стороны.
Военный - выяснял, кто из казаков принимал участие в Гражданской войне - где, когда и в качестве кого. И кто служил в отряде Осано.
Был и пропагандный отдел, без такого красные обойтись не могут . Но самым отвратительным был "кладбищенский". Не знаю, как он у красных назывался, это я его назвал "кладбищенским" за то, что чины его рыскали по кладбищам и уничтожали могилы офицеров Белой Армии.
Одновременно и параллельно работе НКВД действовал "Смерш". И если первый имел показную сторону в виде "просветительной", "театральной", "спортивной" и "статистической" работы и преследуя людей, создавал видимость процессуальной законности - допрашивал, вел следствие и проч., то второй действовал "в глухую" и "в темную". Смершевцы хватали людей и, как говорили тогда о них, - "руки назад, пуля в затылок, тело в овраг... следующий!". Закончив свое кровавое дело в одном месте, они подкладывали динамит под стокку оврага и взрывом накрывали тела своих жертв. Проще и скорее, чем в Катыни, и очень похоже на работу ЧЕКА в Киеве летом 1919 г.
В первую голову жертвами "Смерша" стали все бывшие чины армии барона Унгерна, который, как известно, не пропускал ни одного еврея, а теперь кудрявые брюнеты в "Смерше" сводили старые племенные счеты с унгерновцами.
Еще гремели смершевские взрывы, а в Трехречье хлынула третья волна - трофейные бригады. Официально по соглашению с Китаем, точнее - с правительством Чан-кай-ши, красные имели право на все японское военное имущество на территории Маньчжурии. О том, как японское командование в этой стране сдавало свое имущество красным, к нашей теме сейчас не относится. Из Драгоцонки и Верх Кулей японцы ушди до капитуляции Японии и, следовательно, не имели еще приказа сохранять и сдавать красным имущество. Архивы были уничтожены, а имущество брошено на произвол судьбы. Согласно нормам международного права имущество частных лиц враждебной страны не может рассматриваться, как военный трофей. Точка. Коротко и ясно. Но для тех, кто выбросил лозунг "грабь награбленное", нормы права не писаны .
Японского военного имущества в Трехречье фактически не было. В Драгоцепке стояла рота солдат, она снялась и ушла, оставив пустые казармы. Японская Военная миссия сожгла свои архивы и тоже ушла, оставив пустые помещения. Рассуждая строго юридически, брать было нечего, но... в Трехречье существовала большая и богатая фирма Хаясикакэ, скупавшая у населения шерсть, кожи, мясо, зерно, молочные продукты, пушнину, давая взамен промышленные товары. Был еще японский кооператив "Госакс", имевший отделения почти в каждом поселке.
"Японское - значит, трофеи". Забрали все. Разграбили - виноват, не разграбили, а строфейничали - склады. В одном мосте нашли бочки со спиртом - перепились. Дело дошло до поножевщины, а затем и до стрельбы. Раненых отправили в госпиталя, а убитых похоронили под красной звездой с надписью: "Герои, павшие смертью храбрых в войне с империалистической Японией за свободу Китая".
Ни одного слова правды. Если бы в этом тексте было хоть одно слово правды, они не были бы коммунистами.
Кончились запасы складов "Халсиканэ" и "Госакс", кончились и "трофеи". Но "трофейничать" надо. За этим "трофейщиков" и прислали.
У Морозова близ поселка Чалотуй была заимка и на ней несколько тысяч баранов и несколько сот голов скота. Строфейничали все. Гонком гнали до границы. Наткнулись на братьев Вишняковых в Найджин Булаке: 4.000 баранов, 400 дойных коров, плюс молодняк. Угнали все. До границы гнали 8 дней. Коров не доили, молоко перегорело, и коровы перестали быть дойными.
В Найджин Булаке следовало бы поставить большой мраморный памятник с надписью:
"Под мудрым руководством великого товарища Сталина здесь доблестные бойцы Красной армии после упорных и жестоких боев отбили у банды Вишняковых 40.000 баранов и более 12.000 голов скота, пограбленного бандой у бедняков и середняков".
Этого красные не сделали, но впоследствии "консульская комиссия" (о ней будет ниже) писала в газетах - не местных, а на юге Китая (Тяньцзин и Шанхай) - о щедром даре Вишняковых пострадавшему от войны с фашистами населению Советского Союза.
И еще детали из быта "трофейщиков". По дороге до границы поголовье было не считанным, и конвоиры-трофейщики меняли баранов на водку китайцам, резали баранов и пировали всю дорогу.
Кончилась война, и "трофейщикп" приуныли: "Жаль, что война так быстро кончилась. "Житуха" какая была - красота! А теперь и "трахеев" нету."
"Растрофеив" крупные хозяйства, "трофейники" взялись за мелкие .
По долине р.Дербул больше занимались земледелием, чем скотоводством. Кое-кто уже пахал на тракторах. Тракторы забрали, как военные трофеи. Короче говоря, все ценное стало считаться "военными трофеями": меховая шуба - трофей; ходок - легкая телега на железном ходу - трофей; кровный жеребец - богатый трофей; пара хромовых сапог - трофей; тут же и переобувались. Сбрасывали с ног стоптанные американские ботинки, на портянки рвали простыни, наволочки или занавески. Переобувшись, с гордостью щеголяли в "трофейных" сапогах.
Начальники трофейных бригад - "генерал-трофейщики" - залезли в квартиры и конторы японского начальства и забрали всю мебель. Это уже "личные трофеи". Их отправляли на границу, где у начальства был свой блат. По блату с границы "личные трофеи" "генерал-"трофейщиков" отправлялись по месту жительства новых владельцев "трофеев". Но не всегда "трофеи" достигали места назначения. В пути, частично или полностью, награбленное исчезало. Старая русская поговорка определяет это очень точно: "Вор у вора дубинку украл".
Отправители-трофейщики ругались, но молчали.
НКВД и Смерш чувствительно опустошили ряды русского населения Трехречья, а трофейные бригады разорили до бедственного состояния хорошо налаженные и богатые хозяйства.
Зиму 1945-1946 года прожили, хоть зачастую и с трудом, но прожили. Весной 1946 года, к началу мая Красная армия ушла из пределов Маньчжурии. К этому же времени монголы перекочевали на север, на свои летние стоянки к левому берегу р.Ган и вверх по р. Мергел до Найджин Булака. С русскими они жили десятками лет в дружбе и согласии. К ним-то и обратились русские за помощью. Монголы дали, под будущие урожаи и приплод, овец на расплод, коней и волов для пахоты. Запахали в тот год жалкие клочки бывших пашен. Никому и в голову не приходило пахать на экспорт, да еще по 120 тонн со двора. Ведь красные могут явиться снова и опять отобрать, как забрали всю муку и зерно с мельницы в Драгоценке. Кое-кто из трехреченцев навсегда "подался" (уехал) с насиженных мест, ища заработка в Хайларе и Харбине. За ними потянулись и другие.
В это время тихо и мирно, расточая улыбки и ласки, полилась по Трехречье четвертая волна красных - "секретарей" из советского консульства в городе Маньчжурии. По своему внешнему облику "секретари" эти выгодно отличались от звероподобных рож смершевцев и трофейщиков - одетые в штатские, безукоризненно сшитые костюмы; выбритые и причесанные; даже пахнущие духами, с симпатичными лицами и обходительными манерами; они ездили по поселкам и на собраниях уговаривали брать советские паспорта. С появлением их прекратились наглые осмотры церквей и допросы духовенства. Наоборот, показывали фильмы "Избрание патриарха", "Александр Суворов", "Иоанн Грозный", "Кутузов". Но желаемой для них бурной реакции они не увидели. Слишком глубокую пропасть вырыли НКВД, "Смерш" и Трофейные бригады. И если на той стороне пропасти красные строили диковинные балаганные подмостки и выпускали на них своих ряженых, то на этой стороне молчаливым зрителям все время мерещилось дуло нагана.
Один из таких "секретарей", Кавалеров, в Покровке остановился в доме Вырошивых. Его во время обеда спросили:
- Как нам дальше жить?
- Вы сидите здесь - и сидите; хлеб кушаете - и кушайте. - Видимо, у него не было "директив сверху" говорить о дальнейшей судьбе будущих советских граждан.
За "секретарями" в поселки нагрянули агитаторы - публика попроще и значительно меньшего калибра - они "простым и суконным языком" толковали "декреты о принятии гражданства", уверяя, что от "бескорыстных" партии и правительства, кроме выгоды, трехреченцы ничего не получат. Не обошлось у них и без маскарадов. Агитаторы выпускали на сцену рядовых "докладчиков из народа", да еще с царскими георгиевскими крестами на груди, которые уверяли, что, прожив 28 лет в СССР, кроме добра и заботы от партии ничего не видели .
Одновременно с этим балаганом по базарам и улицам поползли слухи, что тех, кто не возьмет паспорта, китайские власти принудительным порядком вышлют в СССР, как нежелательный элемент.
Здесь надо сказать несколько слов о "китайских властях". После капитуляции Японии японские чиновники были увезены в СССР, как военнопленные, а китайские - разбежались, кому куда любо (лет через 10-12 Мао-Цзе-Дун их всех выловил). На первых порах вся полнота власти сосредоточилась в руках красноармейской комендатуры, а затем, по заранее составленным спискам, красные создали "городские народные комитеты", но, в отличие от японцев (и американцев тоже ) не напихали туда своих советников, зато руководители комитетов по всякому поводу должны были бегать в советское конс;ульство, да и то по черному ходу, за "мудрыми советами своих старших братьев".
Насколько это отражалось на самолюбии китайцев - это уже иная тема.
Проще говоря, "китайская власть" была спутанным конем на коротком поводу у советского консула.
Охотников взять советский паспорт на первый раз оказалось очень мало. Консул дернул за повод, и конь грозно заржал (вспомните знаменитую фразу 20-х годов "Рычи, Китай"). Желающих немного прибавилось. Консул по другому подергал повод, и конь стал больно бить копытами. Время шло... В поселках появилась китайская полиция. Вместо прежних выборных атаманов теперь были председатели, выбранные чекистами из населения. Поводья от полиции и председателя оказались в руках того же консула, и они с двух сторон ржали на оглушенного и запуганного обывателя.
Очень скоро новоиспеченные советские граждане обнаружили, что их паспорта не похожи на паспорта приехавших из СССР на службу на железную дорогу. Стали спрашивать "секретарей" консульства, а те В ответ: "Э-э! Вам нужно еще заслужить такие". В китайской полиции обладателей этих паспортов называли: "советский второго сорта". На китайском языке это звучит и хлестко и обидно.
С обладателями настоящих паспортов китайские власти были в то время очень любезны и все требования выполняли немедленно. Для них это был "старший брат", он мог обжаловать их действия перед консулом, а последний дернет за повод так, что "мордой об забор" угодишь. С вновь получившими же китайцы не церемонились. Пробовали жаловаться в консульство, но всегда получали один и тот же ответ:
- Сами виноваты. Почему были не лояльны к суверенным властям?
- Вот тебе и Родина-Мать! - подсмеивались не взявшие паспортов. Получил волчий билет и таскай его в зубах, чтобы всякий манза (.от китайского слова мань-цза - дикарь) мог тебе в рожу плевать.
Кончились фальшивые улыбки, началось новое тяжелое испытание для трехреченцев. В свое время молодежный отдел НКВД выяснил и составил списки бывших уголовников и босяков - в семье не без урода - и держал их до поры до времени, а когда пришла пора, собрали эти подонки, обучили на спецкурсах, вооружили - на чужой территории-то, да без ведома "суверенной власти" - и выпустили с наказом: Вали, ребята, раскулачивай и создавай колхоз.
"Раскулачники", как их назвали тогда трехреченцы, начали с открытого грабежа, причем бедняков записывали в списки, а тех, кто побогаче, не принимали.
- Ты кулак, проживешь и так! - заявляли они. Надо полагать, что списки были заготовлены заранее в консульстве. Как-никак, после "трофейных бригад" прошло 3-4 года, и люди с помощью монголов стали снова "обживаться", что не было в интересах красных. Им нужно было привести хозяйства в бедственное состояние.
Вооруженные "раскулачники" отобранный скот продавали китайцам и монголам, а на вырученные деньги устраивали попойки - "гульба шла по поселкам, аж дым коромыслом".
Пропив одно, брались за другое. В Покровке убили Пономарева - кулак.
А "суверенная власть" молчала, будто ничего нет. Видно, круто притянули повод.
Хозяйство за хозяйством прогуливали "раскулачники".
В конце 40-х годов несколько русских семей из Харбина и Мукдена вырвались за границу и оттуда сообщили, что в Гонконге естъ "беженское общество" - Мировой Совет Церквей", - которое оказывает помощь всем желающим уехать из Китая; достает визы в разные страны, оплачивает проезды, одевает, обувает и кормит. Адрес - такой-то. Писать можно по-русски. Из Харбина эта новость дошла до Трехречья. Эта новость ободрила и вселила надежду - значит, есть люди, до которых ни красные, ни "суверенная власть" добраться не могут; есть люди, которые могут им помочь. Начали писать; малограмотным писали грамотные, но ответов не получали. Писали снова, а ответов опять нет. Значит, обман. Но обмана не было. Просто-напросто Хайларское почтовое отделение "суверенной" власти передавало письма в советское консульство. Выяснилось это само собой. В консульстве по почерку быстро нашли "писарей", писавших письма за малограмотных, и дернули за повод своего конька. "Писарей" вызвали в полицейские участки и предупредили, что за связь с империалистическими разведками они карают смертной казнью. Это означало, что за границу писать нельзя. Тогда стали писать в Харбин своим друзьям, а те пересылали в Гонконг. В Харбине было чуть-чуть легче, и письма доходили. (Почему? Это уж другая тома и тоже большая). Очень скоро пришли, тем же путем ответы и опросные анкеты - всего несколько вопросов: имя, фамилия, возраст, специальность, состояние здоровья и просьба - желательно удостоверение врача. О, как не походили они на анкеты советского консульства, где было более двухсот вопросов, причем податель должен был подробно изложить о происхождении и политических убеждениях своей прабабушки. Это, конечно, шарж, но 200 вопросов было.
Еще быстрее получили извещение: Ваша просьба утверждена. В какую страну Вы хотите ехать или Вам это безразлично. Убедительно просим начать хлопоты о получении выездной визы из Китая в Гонконг.
Там превосходно знали, в каких условиях находятся русские в Китае.
В Китайской полиции всем просителям визы в Гонконг отвечали одной и той же фразой:
- Приносите справку из советского консульства о снятии вас с учета.
В консульстве же смотрели на таких, как на "предателей родины", кричали на них, топали ногами, но анкеты давали. Опять 150 - 200 вопросов. Анкеты сдавали и ждали месяцами, а потом новые анкеты, и опять жди.
Требовали еще справку из полиции о том, что проситель в настоящее время не находится ни под судом, ни под следствием.
- А может, ты собрался бежать от уголовной ответственности.
А в полиции опять - принесите справку о снятии с учета.
"Хождение по мукам" отнимало много времени. Только от Драгоценки до Хайлара надо было ехать на лошадях 180 верст.
"Раскулачка" хоть и затихла малость, но не окончилась еще. И вдруг из консульства окрик: "Прекратить раскулачку". От этого окрика, как от летаргического сна, очнулась "суверенная власть". Она "повязала" всех "раскулачников", они исчезли "с концом".
- Мавр сделал свое дело...
"Наконец-то!"- с облегчением говорили одни, но более дальновидные предупреждали: "Не к добру это". И оказались правы.
Опять по поселкам стали ездить сладкогласные сирены - все те же щеголеватые "секретари", и зазывать "на целину".
"Во время "Отечественной войны" фашисты разрушили сельское хозяйство нашей родины, - говорили они. - Государство ради быстрого восстановления и развития отдает все целинные земли. Вы с вашим огромным опытом скотоводов и земледельцев. - золотой клад для родины" .
Далее следовал "горячий призыв" переселяться на "целину" и условия:
До границы надо ехать на своих телегах.
Брать с собой можно все. На границе осмотра не будет.
До границы и через границу переселенцев будут сопровождать сотрудники консульства.
От границы до места назначения на поезде без пересадок.
Консульство выдаст путевки на целину. Анкет заполнять не надо
Питание и медицинскую помощь государство дает бесплатно.
Переезд по железной дороге бесплатный.
После "секретарей" выступали представители китайской власти. Они уверяли - китайские визы будут готовы через сутки.
Недвижимое имущество китайцы покупают за наличный расчет в рублях.
При возникновении любых вопросов, китайцы будут считаться только с интересами переселенцев.
За "секретарями" понаехали агитаторы, и по поселкам поползли слухи: "Кто добровольно не поедет, того китайцы "гонком" за границу погонят, а по ту сторону - пеняй на себя.
Не буду задерживаться на долгих диспутах - ехать или не ехать. Расскажу только вкратце о судьбе уехавших "на целину".
До границы их сопровождали весьма любезные "сотрудники". На остановках шутили, рассказывали патриотические истории и забавные анекдоты; при нужде помогали в пути, но за границу они не пошли, а возвратились в свое консульство. На той стороне границы ни шуток ни разговоров уже не было. Только приказы.
- Телеги заводи в тот двор! Коней распрягай! Бабы туда, мужики сюда на медицинский осмотр!
После медицинского осмотра первых к поезду привели женщин. Загнали в товарные вагоны с приказом - из вагонов не выходить! Вдоль состава ходили часовые с автоматами. Затем привели мужчин: - Ищите своих баб!
- А телеги наши? - спросили переселенцы, но... двери захлопнулись и состав двинулся с места.
"Долиной" оказалась голая казахстанская степь.
- А где же жить? - спросили вновь прибывшие.
- Копайте землянки! Это вам не Китай, там вы эксплуатировали китайцев, а здесь надо все делать своими руками. Да поскорей, а то подохнете от холода!
Выкопали землянки, накрыли тем, что нашлось под руками. Вместо печей (кирпича-то нет) сложили каменки. Топили аргалом (сухой навоз), который собирали в степи. Медицинской помощи не было. Усопших вытаскивали без гробов (леса в степи тоже нет), хоронили без священников, без крестов.
Через год-полтора редкие одиночки пробрались до соседнего городка, до которого было 800 клм. Обжились. И через 20 лет написали обо всем своим родственникам, жившим за границей, которых нашли окольными путями.
Еще одна деталь.
Китайцы "купили" дома и усадьбы у переселенцев. За хорошую в садьбу с рубленым домом, стоящую по самим скромным подсчетам 5 000 рублей, платили 200 и то чеком на советский Госбанк. В пути чеки разменять негде было, на целине тем паче. Обратились к советскому начальству.
- А кто вам чеки давал? Китайцы? Ну и получайте с них.
Время шло.
Однажды казак из дальнего поселка в Трехречье приехал в Хайлар по своим делам. У него уже была транзитная виза в Гонконг, и гоняли его "по мукам" из полиции в консульство, из консульства в полицию не раз, но все-таки он решил зайти в полицию и, как сам он рассказывал, - выгонят опять... не впервой нам это, попривыкли.
Зашел, обратился к "сотруднику" - слова-то чин или чиновник уже нельзя было говорить.
- Как насчет моей визы?
- Куда едете? Дайте ваш паспорт, - потребовал сотрудник.
- В Гонконг - и подает свой "Волчий билет", т.е. советский паспорт второго сорта.
- Нет, не этот, - сказал сотрудник, не беря "Волчьего билета", - наш китайский. - делая ударение на двух последних словах.
Подает китайский, а в нем и виза в Гонконг. Развернул, посмотрел и говорит:
- Виза-то у вас просрочена, но это ничего. Приедете в Пекин, там вам в английском посольстве (в действительности там не было посольства, а только Шарже д аффер - "пишется трамвай, а выговаривается конка") пролонгируют сразу. Нам сейчас принесите четыре фотографических карточки, и виза вам будет готова послезавтра. Вам еще нужно медицинское свидетельство. Сходите в нашу (опять ударение) городскую больницу, там доктор все знает, и переводчик есть. Платить вам не надо. Все бесплатно. Наша виза действительна на три месяца. Если не успеете собраться за этот срок, мы ее пролонгируем. Билет до Гонконга можем тоже дать бесплатный, если у вас денег не хватит.
Обалдел казак, слушая эти ласковые речи, да еще все время на "вы".
- Да у меня жена дома и два сына.
- Приезжайте все вместе. Получите визы и на завтра можете ехать. Багаж вместе с вами приедет на границу. Ждать не будете.
- А в консульство как? - сдуру спросил казак.
- Как хотите, - любезно сказал "сотрудник". - Хотите идите, не хотите не ходите. Это ваше личное дело.
- А справку от консула?
- Нам никакой справки не надо. Мы даем визу, здесь наша земля, наш закон, -- делая ударения на подчеркнутых слозах, пояснил "сотрудник"
Как в угаре ехал домой казак. На постоялых по ночам спать не мог. На второй день встретил на дороге целую семью на телегах с багажем.
- По што (в Трехречье не говорили "куда" едете) едете?
- По визы. Китайцы теперяча слободно их дают.
- А консул?
- Консула нынче кошке под хвост, - не без злорадства ответили встречные.
В глухих поселках Трехречья никто ничего не знал о международных событиях. Не знали и о том, что лопнула "нерушимая дружба между Пекином и Москвой", и лопнула "всерьез и надолго". Что потом вышло из этого и что будет еще впереди - это уже другой вопрос. Мы говорим только о трехреченцах периода 1945-1961 годов, поэтому ограничимся узкими рамками нашей темы.
Итак, китайские власти на местах объявили о своей полной независимости от советских консулов и, зная:
- 1) что советские консулы, по директивам из Москвы (читай из Лубянки) обязаны всеми правдами и неправдами вывезти казачье население из Трехречья в СССР;
- 2) что советские консулы прилагали все усилия для расколов и шпионажа среди русских, создавали так называемые "Общества граждан СССР" и "Клубы советских граждан";
- 3) что русские стремятся всеми силами уйти от гнета советских консульств и уехать в любую страну, -
взяли под свою защиту трехреченцев, закрыли в административном порядке все советские организации и в пику советской власти широко открыли двери для выезда за границу. Последнее было самым т желым ударом по консулам (не выполнили задания Лубянки).
Эта перемена политического климата спасла многих трехреченцев от смерти и страданий в лоне "Родины-Матери".
На этом можно было бы и закончить рассказ о конце русского Трехречья, ибо с выездом последней семьи оно уже перестало быть русским. Но дело в том, что китайцы, начав выдавать трехреченцам визы, говорили, не принуждал никого, что если кто-нибудь желает остаться на своих местах под защитой китайских законов, то могут продолжать жить и работать по-прежнему, не подвергаясь никаким ограничениям. Гарантии эти были вполне искренними, так как никто не мог и подозревать, что через несколько лет грянет "культурная революция". И первыми под ее ударами падут те, кто, владея русским языком, давал эти обещания, и падут именно за то, что владеют русским языком.
Осталось на местах очень мало. По моим случайным опросам выехавших, их было менее 10 (это из 20.000 русского населения Трехречья). Остались они по своей доброй воле, а причины нам неизвестны. О почтовой связи между оставшимися и выехавшими мне ничего не известно, кроме одного случая» Расстались два двоюродных брата. Из переписки узнаем, что первое время оставшийся жил спокойно, занимаясь скотоводством. Имел свою сенокосилку, конные грабли. Жил в своем доме, дома уехавших долгое время пустовали. Затем туда стали переселять китайцев-земледельцев и в большом количестве учащуюся молодежь из центральных университетских городов Китая. Во время "культурной революции" старое, говорящее по-русски китайское начальство, после унизительных издевательств было сменено новым - партийным, совершенно незнакомым с местными условиями. Одновременно с этим из центральных провинций Китая хлынул поток невольных переселенцев (силком пригнали, - писал автор писем). Язык их значительно отличался от местного говора. Таким образом поселенные в одном доме китайцы друг друга понимали с трудом. Хозяйства конфисковали в "коммуну". Значительный процент китайской интеллигенции в "коммунах" - по словам автора писем - "скубенты да белоручки, робить не умели, да и не знали, с какой стороны к коню подходить надо", - вызвал катастрофическое падение продуктивности "коммун". Начальство вынуждено было ввозить в Трехречье кукурузную муку и выдавать ее по карточкам.
Из-за смерти брата, жившего за границей, эта последняя связь с Трехречьем оборвалась.
Заканчивая этот мой более чем скромный обзор, я, по своей малой осведомленности, допустил, вероятно, много ошибок, пропусков и неточностей и поэтому буду весьма благодарен всем, кто исправит и дополнит новыми сведениями мой рассказ, дабы сохранить материал во истории Русского Трехречья для будущих историков Русского Дела на Дальнем Востоке.
"Первопоходник" № 33 Октябрь 1976 г. | |
Автор: Читатель "Первопоходника" |