Главная » № 23 Февраль 1975 г. »
|
Федор Артурович Изенбек (себя он называл Али, так как был мусульманином) родился в 1890 г. в Петербурге. Дед его был беком Туркестана, а отец морским офицером.
Окончив кадетский корпус, Али Изенбек поступил в Академию Художеств. Служил потом в Туркестанской артиллерийской бригаде и окончил военную службу в чине прапорщика. Был художником-зарисовщиком в экспедициях на Востоке.
В Добровольческой армий он был уже в чине капитана и закончил войну командиром Марковского артиллерийского дивизиона в чине полковника.
Жил в эмиграции во Франции, в Париже, и бывал в Галлиполийском собрании, где я с ним и встречалась. Потом переехал в Брюссель и там в 1941 году скончался.
В бытность свою в Добровольческой армии, наступая в Курском или Орловском направлении по пятам Красной армии, Али Изенбек нашел в усадьбе, где хозяева были зверски перебиты красными, разграбленную библиотеку: по полу валялись порванные книги, какие-то дощечки, по ним ходили невежественные солдаты и красноармейцы до прихода батареи Изенбека. Дощечки были поломаны, уцелели только немногие. Внимание Али Изенбека привлекли имевшиеся на дощечках надписи. Он приказал денщику собрать их, положить в мешок и... возил с собой.
Дощечки прибыли в Брюссель. Познакомившись с Ю.П.Миролюбовым (бывшим издателем "Жар-Птицы"), которому он их показал, Изенбек узнал, что дощечки большой давности, до нашей эры. Они были разрознены, так как Изенбек спас только часть их. Сложно было в них paзобраться. Кропотливо и долго трудился (15 лет) Ю.П.Миролюбов, сняв с них копии. В 1953 г. А.А.Кур присоединился к этой работе, а потом и Сергей Лесной. Буквы на дощечках - близкие к кириллице, есть греческие, санскрит и каких-то других древних азбук. Есть и изображения животных, птиц, светил небесных, условных знаков, символов, глифов (т.е.фигур) на полях, которые очень затрудняют расшифровку. Пришлось встретиться с совершенно неизвестным славянским языком, который, вероятно, на три века старше самого древнего славянского источника. Работы и роль Ю.П.Миролюбова (несколько лет тому назад скончавшегося в Сан-Франциско) в этом огромны и неоценимы. В 1964 г. Сергей Лесной систематизировал и классифицировал дощечки Изенбека (но между ними были большие пропуски) по группам и тд.
Следует отметить, что начало текста сохранилось: "Влес сю книгу птщемо"...Первым словом и назвал С.Лесной книгу - "Влесова книга". (Велес, Перун и Даждьбог - три языческих бога, и на первых дощечках написаны молитвы, обращенные к ним).
Конец повествования останавливается на Рюрике, не доходит до появления Олега в Киеве в 890 г. "Влесову книгу" - языческую летопись доолеговской Руси Сергея Лесного каждому русскому человеку следует прочесть. Полезно с ней познакомиться вообще всему культурному миру. Много лет, как об открытии дощечек стало известно, и мало кто о них знает (за исключением читателей "Русской Жизни", где непонятное было талантливо расшифровано автором). Ведь это история неизвестной эпохи за 1500 лет!
Начало текста Влѳсовой Книги
В апреле 1960 г., в бытность мою председательницей ARAS a (Американско-Русских художников) в Сан-Франциско, я организовала большую выставку русских художников ARAS -в роскошном особняке, предоставленном богатой американкой г-жей Пирсон. Участвовало в выставке 25 художников. Один зал был отведен полотнам художника Али Изенбека. Коллекцию его картин (масло) для выставки любезно предоставил редактор-издатель художественного журнала "Жар-Птица" Юрий Петрович Миролюбов. Картины Али Изенбека, туркмена, по рождению и русского по культуре, отражают влияние заладного художественного реализма и традиций старых персидских мастеров живописи. Прекрасна его техника а-ля Утрилло в мистической картине "Явление- Богородицы" в парижском пригороде.
Вспоминая выставку картин 1960 года, читая книги Сергея Лесного "Русь, откуда ты" и "Влесову книгу", с уважением чту памяти Али Изенбека, именем которого названы дощечки, им спасенные и которые создали для него вечный памятник.
Нина Ф.Бурова.
"Первопоходник" № 23 Февраль 1975 г. | |
Автор: Бурова Н. |